А что такое мода вообще? Модой, в широком смысле этого слова,
называют существующие в определенный период и общепризнанные на данном
этапе отношения к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям
сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако, при
употреблении слова «мода» обычно имеют в виду одежду. Кажущееся
неразумным стремление человека к новизне всегда было излюбленной темой
для сатириков и карикатуристов, но, тем не менее, мода в одежде требует
серьезного отношения в цивилизованном обществе. В изменении и
изменчивости моды каждый раз снова и снова возникает обещание
окончательного идеала красоты, которого нет по определению. А мы, каждый
раз, с готовностью верим этим обещаниям, и каждый раз вынуждены
покоряться велениям новой моды. Каждая эпоха создает свои собственные
эстетические идеалы. Самый простой пример – изменение идеала женской
красоты от пышных рубенсовских форм до предпочитаемых в наше время
стройных, узких, высоких линий. Получается, что одежда подчеркивает или
скрывает определенные части тела, приближая наш силуэт к общепринятому
идеалу? Да, именно так, она и подправляет, и стилизует. На какие
только жертвы идут женщины, чтобы быть модными: это и деформация
туловища корсетом, и ограничение роста ступней у маленьких девочек в
Китае и Японии. Европейские нормы приличия в одежде оставались
почти неизменными долгое время. Истиной революцией явилось обнажение ног
женщин в начале нашего века. А сейчас наблюдается стремление к
возрастающей обнаженности, особенно в спортивной одежде. Масштабы
чувства стыда отличаются друг от друга в зависимости от традиций и
обычаев в различных кругах общества (так, например, у мусульман приличия
требуют, чтобы женщина закрывала лицо). Стрелкой на весах благонравия
чаще всего является размах декольте. Одно из самых ранних известных
декольте можно видеть у богинь змей с острова Крит. Памятники греческого
искусства также демонстрируют целый ряд вариантов вырезов у женского
платья. Затем декольте выплыло снова на поверхность в средние века,
когда по бургундской моде оно д5елалось не только на груди, но
захватывало также и спину. В эпоху Ренессанса, открытого чувственным
радостям, когда фигура подправлялась корсетом, поднимавшим грудь
шнуровкой, декольте было особенно выразительным, что вызывало,
наверняка, зависть испанок, которым строгая испанская мода запрещала
обнажаться. Эротический момент явно и в
многообразных формах представлен в истории моды от декольте в женской
одежде и ставших снова популярными прозрачных тканей, которые привлекали
модных дам еще во времена Наполеона, до намеренного подчеркивания
половых органов в мужской одежде средневековья. Сексуальность
оказывает существенное влияние на моду, она является одним из
подсознательных факторов, которые воздействуют на самое главное – наши
чувства, а, соответственно, на восприятие и оценку одежды людей. Этот
основной момент поняли, наверное, с возникновением моды вообще. С тех
пор сексуальность и является основой любых модных тенденций. Наверное, это и правильно, потому что,
кроме защитной от климатических явлений функции, одежда призвана
украшать человека, делать его красивым, уверенным в себе и… максимально
привлекательным для противоположного пола.
История
моды почти также стара, как и история костюма. С того момента,
когда человек открыл значение одежды, как средства защиты от
неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока
он не начал размышлять о ее эстетической и стимулирующей функции.
Одежда явилась именно тем объектом, в котором он, очевидно наиболее
непосредственно, смог выразить свое художественное мировоззрение. Выражение
«таинственный язык моды» можно спокойно заменить формулировкой – «живой
язык моды» и в особенности в применении к историческим эпохам,
поскольку наряд человека остался до настоящего времени средством
зрительного выражения представлений о самом костюме и обо всем мире в
целом. С древнейших времен человек
стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было объяснить
целомудрием и чувством стыда. Однако, такое толкование представляется
слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и
символом. Даже амулет был в свое время «одеждой», так как являлся мостом
между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром. Яркие
примеры символического значения определенных форм одежды представляют
собой жесткие правила средневековых сословий или испанских монахов. Такие,
дошедшие до нас от прежних времен правила стилизации внешности
человека, хотя и в иной форме, обнаруживаются вплоть до настоящего
времени. Французская революция гильотинировала не только головы аристократов, но и парики в буквальном и в
переносном смысле этого слова. С этого времени отсутствие парика было
таким же обязательным в обществе, каким сейчас в определенных кругах
молодежи является ношение джинсов. Одежда говорит о многом, она
разоблачает потаенные мысли. Одежда являет собой наиболее индивидуальное
творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая,
как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт
подражания. Подражание одновременно является необходимой
предпосылкой моды, ее противоречием. Человек приспособляется к
окружающему миру, приемлет моду, но, вместе с тем, с помощью именно этой
моды, он стремится отличаться от окружающих его людей. Внутренние
качества, темперамент и характер подчеркиваются внешними средствами, по
при этом совершенно естественно и подражание. В истории моды имеется
немало примеров влияния на нее сильных популярных личностей, начиная со
злосчастной для судьбы Франции Изабеллы Баварской (1371-1435) и
заканчивая звездами экрана – любимцами современной публики. Впрочем,
человек любит маскарад, а «Золушка» - одна из самых любимых сказок! Из
энциклопедии моды Л.Кибаловой, О. Гербеновой, М. Ламаровой
|