Мода Ренессанса, связанная с дальнейшим
развитием человека и осознанием им своей индивидуальности, зародилась,
прежде всего, в Италии - колыбели эпохи Возрождения. Италия еще в период
средневековья принадлежала к наиболее цивилизованным и культурным
странам Европы, где живы были традиции античной культуры и сознание
своей исторической значимости. Мерилом качества произведения искусства
здесь была античность. Вера в обновление и возрождение этого
незабываемого периода, вероятно, сильнее всего жила во Флоренции,
которая была не только центром культурной и общественной жизни страны,
но также славилась своим экономическим процветанием, связанным с
производством тканей и модных изделий. Условия для возникновения новой моды
- моды Ренессанса здесь были самые благоприятные. Наиболее важной
чертой новой моды явилось то, что она не обнажала человеческого тела и
его отдельных частей, как античная культура, не подчеркивала их, как
натуралистически ориентированная готика в период своего наивысшего
расцвета, а сумела понять его, как нечто, пластически целое. Новая
мода отвергла от прошлого всё, что не отвечало её гармоничному
пониманию симметрии и умеренности, она также сумела избежать излишне
экстравагантных деталей в моде предшествующего периода. Она отказалась
от неестественного положения пояса, иногда расположенного слишком низко
на бедрах, иногда - слишком высоко над талией, отвергла длинные
остроносые башмаки, глубокие остроконечные вырезы платья, вытянутые
углами рукава, и все высокие шляпы. Вместо всего этого мода Ренессанса
установила новые каноны, которые соответствовали тогдашним идеалам.
Больше того, она продиктовала точные правила красоты, которые
действительны до сих пор: высокая фигура, широкие плечи, тонкая талия,
красивый рот, белые зубы, красные губы, благородные движения и статная
фигура. Новая мода обращала также внимание на прическу и цвет
волос, на форму груди и рост человека. Основными при этом были
человеческие критерии и поэтому, естественно, что она выступала против
неестественности готической моды. Важнейшим условием красоты, как
её понимали в Италии, и до Ренессанса, и во времена его расцвета и
впоследствии были, например, белокурые волосы. Это требование
осуществлялось различными средствами. В то время итальянские
женщины знали несколько способов изменения цвета волос. Волосы приводили
в нужный цвет путем их окраски либо одевали на голову нечто вроде
современных париков из накладных волос ярко желтого цвета, чем и
достигался нужный эффект. Главным требованием новой моды был
неестественно высокий лоб, не обрамленный волосами. Плавность линии лба
не должны были нарушать даже брови, которые выщипывали не только
женщины, но и мужчины, как предписывала мода, о чем сообщает Балтазар
Кастильоне в своих записях от 1516 года. Гримировка лица была
искусством, которым владела каждая женщина. Руководство Екатерины Сфорца
знакомит нас со всеми приемами, которые использовались при наложении
грима на лицо. В волосы вплетались нити жемчугов и кораллов,
волосы украшались специальными сеточками и накидками. Все модные
требования точно выполнялись и каждый итальянский портрет эпохи
Ренессанса является тому подтверждением. Как всё, так и мода в период
Ренессанса была научно детализирована. Ренессанс создал первую
литературу об одежде, первые руководства о том, как одеваться и
гримироваться, как наилучшим образом отвечать требованиям современной
моды. Эти требования сформулированы в итальянской литературе с
редкостным чистосердечием. Женщины той эпохи носили платья двух
видов - нижнее с длинными рукавами и поверх него — верхнее, нечто вроде
халата с широкими рукавами, называемое гамурра. Флоренция, которая
разбогатела именно на производстве суконных тканей и их вывозе за
границу, сама отдавала предпочтение шелковым тканям, парче, бархату и т.
д. Жесткие и трудные для шитья ткани, как, например, парча с
крупным узором, чаще всего с мотивами гранатового яблока, диктуют новый
покрой и новую драпировку из складок. Женское платье XV века
присборено таким образом, чтобы создать широкие, симметричные фалды,
напоминающие спокойный ритм ренесансной архитектуры. Платье, которое в
период готики тесно облегало фигуру и ниспадало вниз с хрупких,
подчеркнуто опущенных плеч, теперь намного больше воплощает телесность и
объемность. Впервые в этот период женская одежда
стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто
зашнурованный, с меленьким овальным вырезом. Пропорциональным
соотношением лифа и юбки итальянская мода выражает свой идеал равновесия
отдельных частей тела, т. е. тенденции, аналогичные тем, что мы видим в
итальянской архитектуре, которая как бы «сшита по мерке человека». Ренессансная
мода, как говорили ее теоретики и главным образом, женщины, прежде
всего, должна была быть богатой. И это богатство проявлялось не только в
дорогих тканях и их узорах, но также и в оформлении рукавов. Узкий
элегантный рукав ренессансного платья XV века во второй половине
столетия, сначала на локтях, а потом и в пройме, был разрезан и, таким
образом, в некоторых местах обнажил нижнее белое белье. В это же время появляется сочетание
двух красок в одежде, двух материалов – это явилось началом деформации
платья, что является особенностью маньеризма. Нижнее белье теперь
становится наиболее роскошной частью одежды, т. к. материал белого цвета
до сих пор остается одним из самых дорогих. В мужской моде
Ренессанса господствовали две линии. Так же, как в античное время, в
период возрождения молодые люди и франты ходили в коротком весьма
броском костюме; основой его постоянно являлась античная туника,
которую, средневековая мода снабдила рукавами, а также дополнила
различными эксцентричными деталями. Эта одежда обычно достигала
колен, но иногда она была намного короче и открывала облегающие
эксцентричные штаны, сшитые из материи разного цвета. И так как в данную
эпоху модными являются узорчатая парча, бархат и камчатные ткани,
рисунок которых потерялся бы при обычных складках, то теперь портные
сшивают материал в симметричные округлые фалды, насколько это позволял а
жесткая ткань и её узор. К другой линии относится мужской плащ с
вшитыми рукавами и широким воротником, богато присборенный и ниспадающий
с плеч до самой земли. Хотя это и была целевая одежда, однако она
сохранила и символическое значение: этот плащ из-за своего «достойного»
характера стал эмблемой ученых, пожилых людей и интеллигенции. И
не удивительно, что эта классическая одежда вершины Ренессанса
сохранилась до наших дней, и во всем мире используется как официальная
университетская одежда для различных церемоний. В Италии эпохи
Ренессанса создаются условия для возникновения небольшой, но очень
значительной группы - светской интеллигенции, которой вплоть до готики
вообще не существовало. И «плащ ученого», которым пользовались все слои
населения, является выражением этого в моде. Из
энциклопедии моды Л.Кибаловой, О. Гербеновой, М. Ламаровой
|