История его появления
окутана тайной и припорошена снегом с вершин южно-американских Анд.
Самая древняя археологическая находка - пончо вождя племени чиму,
украшенное перьями, - относится к XIII веку. Мы вряд ли когда-нибудь
узнаем имя того, кто первым придумал прорезать в шерстяном покрывале
круглое отверстие посередине, продеть в него голову и подарить миру
простое, как все гениальное, изобретение под названием «пончо». Быть
может, это был индеец, который подстрелил на охоте крупного зверя и
тащил его в деревню. Тяжелое одеяло из шерсти ламы, которым он укрывался
от непогоды в горах, мешало передвигаться, вот он и решил сделать в нем
дыру и надеть на себя в виде плаща. Думал -испорчена вещь, а в итоге
так удачно получилось. По другой версии, это был католик-миссионер,
приехавший в Аргентину нести слово Божье местным жителям. Набожного
европейца шокировала привычка аборигенов разгуливать в чем мать родила,
вот решил он таким образом придать благопристойности облику детей
природы. Как бы то ни было, безымянному герою - наша горячая
благодарность. Лама для индейца - что корова для русского
крестьянина. И кормит, и поит, и греет. Естественно, что первые пончо
были изготовлены из шерсти лам. Сначала накидки для всех делали
одинаковые, но вскоре и тут наступило классовое неравенство. Для людей
попроще накидки ткали из аваски - грубой ткани из ламьей шерсти. Шерсть
альпаки, родственницы ламы (более высокого качества), использовалась при
изготовлении пончо для людей высшего сословия. А вожди индейских племен
могли позволить себе одежду из редкой, лёгкой и очень нежной на ощупь
шерсти викуньи, которая по сей день считается самой качественной и
дорогой. Казалось бы, выткать квадрат или прямоугольник с вырезом
посередине -что может быть проще? Однако в древнем Перу изготовление
пончо было не просто ремеслом, а целым искусством. Тонкорунные пончо для
знати ткали исключительно мужчины, женщинам же доверяли только грубую
аваску. Справедливости ради стоит сказать, что европейцы (в первую
очередь испанцы, пришедшие на американский континент с Колумбом) без
особого восторга приняли неведомую доселе одежду, Менталитет все же, да и
не пристало цивилизованному человеку носить то же, что дикие индейцы.
Разве что во время американо-испанской войны солдаты брали на вооружение
накидки из непромокаемого материала. Так и осталось бы пончо
музейным экспонатом да карнавальным атрибутом, если бы не наступила эра
«Детей цветов». «Хиппи» по достоинству оценили индейское изобретение,
которое идеально подходило и к их образу жизни (и тебе одежда, и одеяло в
одном флаконе), и к свободолюбивому характеру. Вязаная накидка,
украшенная причудливыми цветами, кистями и прочими фенечками, стала
неотъемлемой частью этнического стиля, сформированного именно хиппи,
вместе с длинными широкими юбками и неизменными брюками-клеш. Двух
одинаковых моделей было не найти - их делали своими руками, украшали по
своему вкусу, и каждая выражала собственное «Я» ее обладателя. Приглянулась
новинка и рукодельницам. Благо, особого мастерства для ее изготовления
не требова-лось, можно было вязать буквально из того, что было. В
результате к середине 70-х в разноцветных пончо щеголяли поголовно все
дамы - от мала до велика. Не остались в стороне и маститые дизайнеры
одежды. Примерно в то же время на подиумах появились первые модели в
шикарных накидках и умопомрачительных кепи. Очередное возрождение
случилось на рубеже тысячелетий. Модный дизайнер Майкл Коре не просто
сделал вновь актуальной одежду индейцев и хиппи, он еще и изменил ее до
неузнаваемости. Эстафету подхватили и другие дома моды. Сегодня пончо
снова невероятно популярно. Оно давно перестало быть просто одеждой для
тепла, теперь это модный предмет женского гардероба, идеально подходящий
к любому стилю. Кроме того, струящаяся накидка отлично скрывает
некоторые недостатки фигуры, если таковые имеются. Это мы,
современные люди, выбираем цвет одежды по типу внешности, а рисунок на
собственное усмотрение. На родине пончо цвет и узор имели немаловажное
значение. Геометрические фигуры, изображения животных и людей - все это
несло определенный смысл. С помощью рисунка на одежде индейцы могли
определить не только место проживания ее носителя, но и его социальный
статус, род занятий или даже семейное положение. Порой прихотливое
украшение на пончо служило и оберегом от дурного глаза. Сегодня
возможности выбора ограничиваются только вашим собственным вкусом и
фантазией. Для зимы, лета или межсезонья. Длинное до пят или короткое,
едва прикрывающее плечи. К брюкам, юбке или вечернему платью. Из
трикотажа, меха, шифона, с бахромой, стразами, пайетками. Найдется ли в
вашем гардеробе вещь более универсальная, но в то же время обладающая
столь яркой индивидуальностью? И если вы еще не успели обзавестись
модной штучкой - исправляйте немедленно эту оплошность. А если вас
счастливым случаем занесет в Перу, обязательно посетите местный рынок.
Там можно приобрести настоящий эксклюзив - пончо, выполненное по
старинной технологии в единственном экземпляре. Е.
Покровская
|