Блестящая экономическая ситуация выдвинула
испанский двор, его нравы, общество и, соответственно, моду на передний
план европейской жизни. Испанская мода XVI века, хотя на неё и оказал
влияние бургундский двор, а также элементы итальянской и немецкой моды,
шла своим собственным путем и не отказывалась от региональных элементов.
В Центральной Европе в XVI веке мода
развивается совсем в иных условиях, нежели в Италии, и, кроме того, в
каждой стране - по-своему. Существует анекдот того времени о
ренессансном художнике, который написал портрет итальянца в одежде,
сшитой по итальянской моде, испанца - в платье, которое носили при
габсбургском дворе, и немца, одетого по немецкой моде.
Мода Ренессанса, связанная с дальнейшим
развитием человека и осознанием им своей индивидуальности, зародилась,
прежде всего, в Италии - колыбели эпохи Возрождения. Италия еще в период
средневековья принадлежала к наиболее цивилизованным и культурным
странам Европы, где живы были традиции античной культуры и сознание
своей исторической значимости. Мерилом качества произведения искусства
здесь была античность.
В XII веке, прежде всего во Франции,
романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно
сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной,
которая, в основном в XIX веке, окончательно приобретает светский
характер со всеми вытекающими отсюда последствиями.
История византийской моды тесно связана с
римской модой. Она сохранила, как античную верхнюю одежду - тогу,
паллиум, пенулу и т.д., изменив только их названия, так и нижнюю —
тунику: эта последняя изменилась на далматику и альбу, из пенулы
появилась касула альда. Эти типы одежды стали постоянной составной
частью церковного одеяния.
В античной культуре тело человека впервые
стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство
мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н. э.), считал
основными особенностями любого совершенного творения, созданного
человеком: закономерность, организованность, пропорциональность,
симметричность, целесообразность.
Основным принципом одежды в период древних
культур является ее неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже и в
те далекие времена существовало техническое совершенство одежды, точно
рассчитанные выкройки, совершенные ткани и большое изящество в обработке
платья.
История
моды почти также стара, как и история костюма. С того момента,
когда человек открыл значение одежды, как средства защиты от
неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока
он не начал размышлять о ее эстетической и стимулирующей функции.
Одежда явилась именно тем объектом, в котором он, очевидно наиболее
непосредственно, смог выразить свое художественное мировоззрение.